Мяч древняя игрушка

Мяч – одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. Не исключение и Россия, где забавы с мячом известны с незапамятных времен. Тогда мячи были мягкими.
Современные мячи различаются по размерам и назначению: для волейбола, баскетбола, футбола, тенниса, водного поло, регби и других игр. У каждой игры своя история.
Материалы для мячей также используются разные. Зато форма всегда одна и та же – круглая, за исключением овального (как дыня) мяча для регби.
Уже в XVIII–XIX веках огромную роль мяча в воспитании ребенка стали отмечать педагоги. Например, Ф.В. Фребель (1782–1852) ядром педагогики детского сада считал игру. Для развития малыша в самом раннем возрасте ученый предложил шесть «даров», основным из которых является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и белый. Каждый подвешивается на ниточке. Мать показывает ребенку разные шарики, формируя таким образом его умение различать цвета. Раскачивая мячик в стороны и, соответственно, приговаривая «вперед – назад», «вверх – вниз», «вправо – влево», она воспитывает у малыша пространственные представления. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая «есть мячик – нет мячика», мама знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.
Обычный мяч может давать малышу разнообразие впечатлений и действий, простейшие из которых, на наш взрослый взгляд, оказываются исключительно полезными. Они развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и мышление. И зачастую ребенок сам подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.
Мяч – предмет наблюдения и экспериментирования. Исследование качеств и свойств разных вещей имеет для маленького ребенка огромное значение. Так он знакомится с миром, в котором живет, и опытным путем осваивает его. Детские открытия закономерностей предметного мира невероятно оригинальны. Например, теннисный мяч можно удерживать одной рукой, а большой надувной – только двумя. Крупный мяч может быть легким, а маленький – тяжелым. На папиной ладони помещается большой футбольный мяч, а на детской – шарик для пинг-понга. А как здорово бросать мяч с брызгами в воду, слушать звук хлопанья об пол или землю, асфальт или песок или звон бубенчика внутри мячика. Но самое увлекательное занятие для малышей – катание мячика, сначала руками, а потом ногами. И тут годовалый ребенок обнаруживает, что маленький мяч в броске проскакивает между ручками, а с мягким тряпичным не хочется расставаться. А попасть по мячу ногой и направить его к цели не так-то просто.
Все эти открытия в раннем и дошкольном детстве ребенок делает сначала в значительной степени бессознательно, а взрослея – более осознанно. Собственный практический опыт и экспериментирование становятся для него основой важных самостоятельных наблюдений.
Постепенно самодостаточная игрушка становится средством общения. Еще не говорящий малыш приглашает папу поиграть с ним в мячик. Дальше появляется желание не просто бросать и катать его, а делать это определенным образом или с конкретной целью. Например, спускать с горки, закатывать в ворота, закидывать в корзину или кольцо. Бросать и катать мяч друг другу, гонять в футбол и играть в вышибалы можно, только договорившись. Мяч становится основой для важной социальной способности принимать и отдавать.
Дети очень любят заниматься с мячом под музыку и заучивая стихотворения. Все это содействует эстетическому воспитанию. Ребята под ритм начинают глубже чувствовать свои движения, стараясь сделать их более точными, красивыми.
Мяч – это не только формирование ловкости, быстроты, координации, глазомера, но и разгрузка нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. И сегодня он не должен потерять свой статус «друга детства». Подвижные игры с мячом являются средством гармонического развития, школой управления своим поведением, способствуют хорошим взаимоотношениям, благополучному эмоциональному состоянию.
И наша задача – создать все условия для того, чтобы мяч стал для малышей в самом деле тем ярким и светлым спутником, который они пронесут через свое детство. Ведь ребятам, чтобы они были здоровыми, очень важно стать счастливыми!

Источник